Системы менеджмента качества

Система менеджмента качества (СМК) – совокупность мероприятий, действий, направленная на создание, совершенствование системы управления качеством на предприятии. СМК является частью общей системы управления предприятием и предназначена для изменения характеристик системы в лучшую сторону. Основной задачей СМК является предупреждение и исправление ошибок, возникающих при производстве, предоставлении услуг , выполнении работ с целью исключения выпуска некачественной продукции и услуг.

Что такое стандарты ISO?

ISO —  международная организация по стандартизации (Женева, Швейцария). Именно она объединила опыт ведущих стран в определении требований к Системам управления и сформировала серию стандартов по качеству управления.

Семейство стандартов ISO 9000: 2000 опубликованное в декабре 2000 года, определяет минимальный набор общих требований к качеству систем управления, процессов и продукции и состоит из стандартов ISO 9000: 2000, ISO 9001: 2000, ISO 9004: 2000.

Стандарты ISO 14001, 18001, 22000, 29001, 16949 базируются на стандарте ISO 9001 и являются его развитием в специализированных областях. В этом случае внедряют интегрированную СМК (например, на базе ISO (9001 + 14001) и т.д.).

Российский вариант основного стандарта имеет обозначение ГОСТ ИСО 9001-2011 и является переводом международного стандарта. Аналогично зарубежному стандарту ISO 14001 соответствует российский ГОСТ Р ИСО 14001-2007, ISO 22000 соответственно — ГОСТ Р ИСО 22000-2007 и т.д. 

Необходимость внедрения СМК на производстве

В зависимости от направления производства и категории выпускаемых продуктов, внедрение соответствующих методик, ресурсов и процессов помогает предприятию выйти на новый уровень взаимодействия с клиентами и партнерами компании. Это обеспечивается тем, что система менеджмента качества, требования которой распространяются на все производственные процессы, помогает руководству предприятия оценить все свои возможности и усовершенствовать их в соответствии с нормами государственных стандартов и запросами потребителей.

Внедрение СМК на предприятии – это своего рода стимул для руководящего состава, специалистов и простых сотрудников сделать свою работу более комфортной и качественной, так как СМК основывается на взаимодействии всех ресурсов предприятия для достижения самого лучшего результата.

Принципы системы менеджмента качества

СМК базируется на следующих основных принципах:

  • лидерство руководителя предприятия;
  • ориентир на покупателя;
  • вовлечение персонала;
  • систематический и процессный подход;
  • систематизированный подход к менеджменту;
  • стремление к постоянному развитию и улучшению;
  • принятие решений, которые основаны исключительно на фактах;
  • взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками.

Основной целью системы менеджмента качества, требования которой внедряются на предприятии – это достижение долгосрочного успеха, а также обеспечение конкурентоспособности предприятия в условиях современного рынка.

Сертификация систем менеджмента качества

Завершающим этапом разработки и внедрения СМК на предприятии является ее сертификация. Цель сертификации — подтверждение уполномоченным авторитетным органом по сертификации того, что СМК предприятия обеспечивает высокий уровень качества управления. Отметим, что сертификат СМК на соответствие стандартам России действует только на территории РФ. Для подтверждения соответствия системы менеджмента качества на международном уровне, необходимо получить сертификат международного образца.

© Экспертный центр «Единые нормы» 2011-2018